Начну издалека. Если исходить из Библии, вначале ничего не было, царили энтропия (внутренняя неупорядоченность) и хаос. И тогда, опять по Библии, Бог занялся систематизацией, создав на первом этапе небо и землю. Затем последовательно приводил хаос в порядок, дошёл до человека. В итоге была создана система жизнедеятельности, в центр которой Бог его и поместил. С течением времени человек улучшал систему. Появилось государство, оно стало создавать внутренние системы. Но оказалось, что они коварны – призванные улучшать жизнь и служить благу людей, они не могли функционировать сами по себе. Для этого нужны были те, кого мы теперь называем менеджерами, управленцами.
Но что-то пошло не так, незаметно системы поработили человека, заставив его работать на себя. То есть человек создал систему, которая не может работать без него, а она заставляет его работать так, как ей удобно. Обладая разумом и хитростью, он решил использовать, не приспосабливать, а именно использовать возможности системы лично для себя. Можно предположить, что так и возникла (причём в очень далёкие времена) коррупция, а вместе с нею появился «человеческий фактор». Что берёт верх, от этого зависит качество системы. Причём пущенная человеком на самотёк система может развалиться, поскольку всё в мире естественно стремится назад – к хаосу. И вот на наших глазах рвутся подземные коммуникации (вспомните минувшую зиму), падают мосты и здания, города и посёлки заливает взявшаяся как бы ниоткуда вода или вдруг пожары охватывают леса. Мы переживаем нарастающий хаос, даже не отдавая себе отчёта. Иногда, кстати, именно хаос приводит к революциям и госпереворотам, поскольку человек, остающийся вне системы, ради самосохранения стремится всё систематизировать, упорядочить, запуская внутрь системы очередного кажущегося спасителем менеджера. Круг замыкается.
Но сколь ни увлекают философствования, стоит вернуться к сермяжному нашему бытию, и в частности, к правоохранительной системе, также призванной упорядочивать общественный хаос и противостоять ему. Вроде бы создавали её умные, знающие люди. И запустили в неё далеко не дураков. Но система (не только у нас) постоянно сбоит: опять всё тот же человеческий фактор. Ведь от чего зависит эффективность и качество правоохранительной системы? Многое – от внутренней иерархии и взаимосвязей входящих в неё подсистем, но в подавляющих случаях – от менеджеров, которым поручается ею управлять. Откуда же берутся люди, пускающие систему вразнос?
Правовая наука развивается. Есть масса трудов о системе органов МВД, прокуратуры, судов и даже о системе органов госбезопасности. Понятие системы включает в себя упорядоченность, целостность, наличие закономерностей построения, функционирования и развития. К сожалению, почти (если не совсем) нет работ по изучению системы взаимодействия правовых институтов и государственных органов, применяющих эти институты. Как-то получилось, что системы госорганов создавались в отрыве от системы права или, другими словами, тех, кто создавал правовые институты, не сильно заботило, как нормы права будут исполняться правоохранительными системами.
Можем вспомнить о хаотичных попытках современных высших менеджеров реконструировать системы. За минувшие 30 лет прошли через многочисленные реорганизации органы государственной безопасности и органы МВД с заменой милиции на полицию и выделением из неё Росгвардии, была создана налоговая полиция (упразднена спустя 10 лет без объяснения причин), появлялись отдельные службы наркоконтроля и миграции (затем вновь вернулись в лоно МВД), реорганизовывалась прокуратура с выделением из неё следственного комитета и лишением её основных прав по надзору за следствием. Уж не говорю о не совсем удачной судебной реформе и множестве других организационных изысканий. Стоит не забывать банальную истину: перед принятием такого рода решений всегда нужно думать о последствиях, стараясь «до того» оценить все возможные пути развития.
Однако главным источником проблем и неурядиц в работе системы становится внедрение внутрь неё безответственности, бесконтрольности и безнаказанности руководителей (менеджеров), которым доверяют управлять элементами системы на всех уровнях. Чтобы система госорганов нормально действовала, необходим реальный авторитет государства, то есть признание обществом мудрости, нужности и полезности его решений и важности чёткого проведения их в жизнь. Обеспечить это, поддерживать существование государства как такового способен лишь отбор изначально и в первую очередь по компетентности управленцев на всех ступенях и во всех звеньях. Если говорить о государстве российском, отрицательный отбор в нём – притча во языцех. И последние 20 лет средний эшелон управленцев подбирается, увы, по принципу преданности более высокому уровню руководства, а не задачам системы. В итоге то, о чём я говорил выше: те самые «верные люди» в начальниках, будучи набраны не по принципу прежде всего компетентности, а для того, чтобы везде иметь «своих», порождали самые глупые идеи по организации процессов. Подобное можно обозначить как «бюрократический идиотизм».
До сих пор подбор кадров зачастую идёт по принципам непотизма, процветает торговля должностями, остающиеся судорожно держатся за место, готовые исполнять самодурство начальника, даже если оно ниже плинтуса. Для низовых исполнителей наличие некомпетентных начальников выливается в постоянный стресс на работе, особенно в условиях, когда их зарплаты, как правило, гораздо ниже заработков в коммерческих структурах. В итоге – отток сколько-нибудь думающих кадров, а оставшиеся обычно чисто механически исполняют спущенное сверху, не задумываясь о содержании. Если нынешний государственный строй по сей день не обрушился, то лишь потому, что «в систему» всё-таки попадают люди, которые беспокоятся не только о своём кошельке, но осознают понятие «общественное благо» и в этом получают поддержку граждан.
Хочу провести краткий системный анализ на примере одного конкретного подразделения – отдела внутренних дел района Нагатино-Садовники Южного административного округа Москвы. Мы («ЛГ», 2023, № 27, 38) уже писали, что в течение четырёх лет коллективное заявление 10 пенсионеров, пострадавших от мошеннических действий гражданина А.С. Хомякова (захват их гаражей и кража имущества), не находит разрешения, а всё потому, что проверка заявлений поручена участковому уполномоченному, который раз за разом выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Далее вмешивается районная прокуратура и по новому кругу отправляет «заявы» в тот же отдел, где они попадают тому же участковому. Вот так и ходят жалобы туда-сюда-обратно. А почему? Да потому, что участковый не уполномочен, не имеет права да и не умеет расследовать случаи мошенничества и подделки документов. Но эту задачу (вопреки приказу МВД РФ для таких случаев) ставили перед ним начальники, а все незаконные постановления затем утверждались полковником полиции А.И. Лобановым (теперь уже бывшим начальником отдела). Он незнаком с инструкцией? Или не знал, что заявления о совершении имущественных преступлений, совершённых с использованием подложных документов, должны проверяться подразделениями по борьбе с экономическим преступлениями? Конечно, знал…
Итак, Лобанов ушёл. На его место назначен Александр Иванович Луценко. И уже он, видимо, под воздействием доброй традиции, поручает проверять очередные пересланные из прокуратуры жалобы с отменой постановления об отказе в возбуждении уголовного дела тому же участковому. А когда потерпевшие обращаются с жалобами на участкового к его прямому начальнику отделения участковых уполномоченных Э.Э. Галустову, тот говорит, что не может знать всего, чем занимаются участковые. Но он хотя бы обязан знать, что участковые не вправе проверять подобные заявления и принимать по ним процессуальные решения. И наверняка знает, но… и тут стоит вернуться к началу статьи... Выходит, если ни Луценко, ни Галустов не знают этого, надо порекомендовать новому главе УВД ЮАО Москвы М.А. Лобанову (однофамилец прежнего начальника ОМВД Нагатино-Садовники) рассмотреть вопрос об их соответствии занимаемым должностям.
Если хотите обратиться к Евгению Мысловскому с вопросом, пожеланием или предложением, направляйте их на почту: litgazeta@lgz.ru с пометкой «Для Е.Н. Мысловского».